Для начала стоит обусловиться, что в контексте разговора о философии мы понимаем ее развитие как перманентное состояние. Этот бесконечный процесс, подобно эволюции, не преследует какую-либо цель (как, например, становление гегелевского Духа на пути к абсолютному знанию).
Философия в целом - это размышление о происходящем вокруг, что и определяет бесконечное ее развитие.
Мировая история всегда переживала глобальные и значительные изменения при смене эпох. Но XXI век отличается скоростью этих изменений, что вообще ставит перед нами вопрос - а поспевает ли философия формировать мнение и, через рассуждения, приходить к каким-либо выводам? Ведь времени на рассуждения становится все меньше… Хотя это и не так важно, если принять, что философия описывает, а не предписывает. Так или иначе, мы можем выделить некоторые направления, в которых, вероятно, и будет развиваться философия. Дополню эти направления своими комментариями.
Экология и окружающая среда
Глобальные экологические кризисы, такие как изменение климата, вымирание видов и истощение природных ресурсов, стимулируют развитие экологической философии. Многие философы называют эпоху возросшего воздействия человека на природу антропоценом.
Не путай антропоцен с антропоцентризмом! Значение части “центризм” мы понимаем и так, а вот “цен” на греческом означает “недавний”, что позволяет нам перевести антропоцен как “недавно появившееся влияние человека”.
Бруно Латур рассматривает Антропоцен как новый этап в отношениях между человеком и природой, где граница между природным и социальным миром размывается.
Полагаю, что степень заинтересованности в этой теме (забота об экологии) зависит от уровня развития страны. Но, с другой стороны, в Африке, например, не так уж и много философов.
Я считаю, что главное в следовании какой бы то ни было идеи - не впадать в крайности. Этот комментарий в разном виде еще не раз прозвучит в данном тексте.
Место человека во вселенной
В том числе и на фоне переживания за окружающую среду, философия пытается переосмыслить место человека во вселенной, рассматривая реальность как многослойную и сложную структуру, независимую от человеческого восприятия. Но, ссылаясь к предыдущему пункту - зависимую от человеческого воздействия.
Спекулятивный реализм и объектно-ориентированная онтология - это попытка преодолеть антропоцентризм (и корреляционизм). Такие философы, как Грэм Харман и Стивен Гавиро, считают, что все объекты, независимо от их природы, важны и реальны сами по себе, а не только в контексте взаимодействия с человеком.
Права человека и глобальная справедливость
В условиях глобализации и миграционных процессов философия всё больше уделяет внимание вопросам социальной и экономической справедливости, неравенства и прав человека. Постколониальная философия продолжает исследовать последствия колониализма и ищет пути преодоления его наследия в современных условиях.
Только вот, пока философы исследуют, другие более влиятельные группы населения уже принимают меры, порой доводящие до абсурда.
Изучение работы мозга и поведения человека
С получением новых знаний в области нейробиологии, психологии и когнитивной науки, философия сознания получает новые импульсы. Философы стремятся понять природу сознания, восприятия, сознательных и бессознательных процессов, а также соотношение разума и тела.
Это, пожалуй, самое интересное для меня направление. Но, боюсь, баланс вовлеченности в процесс и значимости участия в этом процессе между философией и медициной смещается в сторону последней.
Этика технологий
Вероятно, самое популярное в кругу обсуждений направление. С пугающе быстрым развитием искусственного интеллекта и биотехнологий, вопросы этики становятся центральными. Философы все больше фокусируются на проблемах морали в условиях технологической революции - таких как права ИИ, приватность данных, биоэтика.
Также использование цифровых технологий выводит на новый уровень влияние на общественные структуры и человеческую идентичность. Но это уже следующий пункт.
Манипуляция и пропаганда
В век цифровых медиа и глобальной коммуникации философия языка обретает новые аспекты, связанные с анализом языковых практик в интернете, социальными сетями, а также вопросами манипуляции и пропаганды.
Разумеется, к манипуляции общественным мнением прибегали и раньше (считай, вообще во все времена). Но сегодня механизм воздействия пережил цифровизацию и проник в наш быт, ведь в цифровой среде мы сейчас проводим огромную часть своей жизни. Так как мы пока не научились как следует фильтровать информационные потоки, то и влиянию мы подвержены значительно сильнее. Остается надеяться на развитие у человека критического мышления.
Глобальное взаимопонимание (нет)
Самый спорный момент, как я считаю. Переход в XXI век был ознаменован глобализацией (в хорошем смысле этого слова - налаживание связи между людьми, их соединение), быстро наступающей в том числе и благодаря распространению интернета. Но что-то пошло не так и технологии - которая, казалось бы, вот-вот объединит весь мир - не удалось переиграть человека с его амбициями. Более того, эта технология (интернет) в руках человека даже станет инструментом, преследующим обратную цель.
Слегка меланхоличное заключение
Сегодня возникает такое ощущение, будто философии нет места в нашем густо набитом событиями мире, ибо время бежит слишком быстро, а вместо философов думают маркетологи и военные. Однако, этот же факт (быстрая сменяемость обстоятельств и обстановки) вселяет в нас надежду на лучшее, ведь все очень быстро может измениться в неожиданно светлую сторону.