Наиболее популярные школы философии Нового времени (XVI – XVIII вв):
- Рационализм (выдающиеся мыслители: Декарт, Спиноза, Лейбниц)
- Эмпиризм (основные представители: Бэкон, Гоббс, Беркли, Юм, Локк)
- Идеализм (родоначальники субъективного идеализма – Беркли и Юм)
- Сенсуализм (крупные философы-сенсуалисты до Джона Локка – это Протагор и Эпикур)
Эмпиризм
Единственный источник знания - это опыт
- Опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями
- Содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту
В душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей
- Поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств
- Душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена»
Знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий
- Индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом и есть истинный метод в философии и всех науках
Идеализм
- Отрицает существование объективной реальности.
- Совокупность ощущений, включающих переживания, настроения, действия субъекта, составляет основу субъективного идеализма.
- Окружающий их мир – переплетение каких-либо переживаний, чувственных реакций и эмоций, субъективных ощущений, настроений, что порождает определенные действия со стороны субъекта.
Сенсуализм
- Ощущения являются единственным источником и основанием знания
- Разум – это «чистая доска», с мыслями и идеями не рождаются, и все они исходят из чувств
- Все знания наш разум обретает через разные формы ощущений
- Всё, что есть в разуме, так или иначе пришло через чувства
- Единственным источником знаний является внешний мир
- Разум является производной от чувственного опыта
Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как комбинацию ощущений
Рационализм
- Опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода
- Восприятия и ощущения иллюзорны
- Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны
- В самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые идеи, главное то, что человек мыслит. Эта главная идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт). Затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы, других людей.
- В разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т. е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений)
- Развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме)
- Мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
- Истинный метод всех наук и философии чем-то похож на математические методы - они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в математике нет эксперимента
Философы Нового времени
Френсис Бэкон (1561 - 1626)
Основные труды
- Новый Органон
- Новая Атлантида
Основные идеи
- “Знание - сила”
- «Идолы (призраки)» (рода, пещеры, площади/рынка, театра) - это иллюзии, заблуждения человеческого ума
- Основной метод познания - индукция и эксперимент
- Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио)
Рене Декарт (1596 - 1650)
Основные труды
- Начала философии
- Размышления о первой философии
- Рассуждение о методе
Основные идеи
- “Я мыслю - следовательно, существую”
- Бесконечно протяженный мир - как огромные механические часы
- Движение как естественное состояние
- “Пустоты (пространства) нет”
- Правила метода
- Не принимать на веру то, в чем с очевидностью не уверен
- Разделять проблему на максимальное количество частей для наилучшего ее решения
- Располагать свои мысли в порядке иерархии от понимания легко познаваемых предметов до сложнейших
- Делать выводы настолько всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено
- Сомнение как обязательное условие достижения истины
Томас Гоббс (1588 - 1679)
Основные труды
- Левиафан
Основные идеи
- Предмет философии - тела, все абстракции лишние
- В мире математических законов и механицизма свободы нет
- Определение (дефиниция) - не сущность вещи, а просто значение слова. Определения - как и слова - произвольны.
- Процесс рассуждения - присваивание значений определениям в соответствии с установленным соглашением
- Договоренность необходима для достижения личной выгоды
- Естественные законы - рационализация эгоизма
- Понятие добра и зла - результат договоренности. Нет абсолюта.
- Механический материализм объясняет все
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677)
Основные труды
- Этика
- Богословско-политический трактат
- Трактат об усовершенствовании разума
Основные идеи
- Правила жизни
- Говорить в соответствии с уровнем восприятия простого народа
- Ограничиваться только теми из удовольствий, которых достаточно для поддержания доброго здравия
- Добиваться денег или иных материальных ценностей только в той мере, в какой это необходимо для жизни и здоровья
- Геометрический метод философствования
- “Не смеяться, не плакать, не отворачиваться - а понимать”
- Три степени познания
- Эмпирическая (чувственное восприятие и опыт)
- Научная (рассудок, рациональное познание)
- Интуитивное познание (видение вещей, исходящих от бога)
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)
Основные труды
- Рассуждение о метафизике
- Теодицея
- Монадология
Основные идеи
- Пространство и время - не реальность, а феномен
- Учение о монадах (бесконечное множество элементов всех вещей)
- Нет рождения и смерти. Есть появление и исчезновение.
- Не эпигенез, а преформация
Джон Локк (1632 - 1704)
Основные труды
- Опыт о человеческом разумении
Основные идеи
- Не существует врожденных идей. Только опыт формирует наш разум. Мы изначально - tabula rasa.
- Автор классического понимания либерализма
Джордж Беркли (1685 - 1753)
Основные труды
- Трактат о (началах/принципах) человеческого знания
Основные идеи
- “Существовать - значит быть воспринятым” (существует лишь воспринимаемое мною)
- Объекты не существуют вне восприятия
- “Время - это ощущение, значит оно есть только в уме”. Следовательно, время крайне субъективно.
- Слово не равно его значению. Отношение к абстракции отлично от отношения к конкретному предмету (человек, любовь, забота и тд).
Дэвид Юм (1711 - 1776)
Основные труды
- Трактат о человеческой природе
Основные идеи
- Познание начинается с опыта
- Существование вещей вне нас является объектом не знания, а опыта