Несмотря на непрекращающиеся споры об оригинальности идей, представленных в русской философии, мы можем назвать несколько направлений, которые точно являются самобытной частью нашей философии. Соборность, всеединство, космизм и многое другое… Я же сегодня хочу рассказать о народничестве. Точнее, о его бунтарском направлении - анархизме и о ключевой фигуре Михаиле Бакунине.

Так как зарождение идей - это плод интеллектуальной деятельности, то, чтобы лучше понять анархизм Бакунина, сначала я предлагаю описать личность самого Бакунина. Из той информации, что дошла до нас, мы можем сказать, что Михаил Александрович - человек “невыносимый, несносный”, темпераментный и капризный. И даже Герцен (практически единственный, с кем не ссорился Бакунин) позже прозвал его “Большой Лизой”, отмечая шумливый, болтливый и вечно движущийся характер бунтаря Бакунина.

Один из первых социалистов России (как бы Ленин не говорил), чей образ ассоциируется со злейшим врагом коммунизма и марксизма, родился в дворянской семье декабристов, известной и образованной. “Узнал черную, мерзкую, грязную сторону жизни”, когда поступил в военное училище, где его карьера не задалась. По возвращению в Москву Бакунин увлекся германской философией (Гегель, Фихте и др), в ходе чего познакомился с идеями коммунизма.

“Мы считаем коммунизм весьма важным и в высшей степени опасным явлением <…> Это не свободное общество, а невыносимое принуждение, насилием преследующее исключительно материальные цели и ничего не знающее о духовных ценностях”

Несмотря на его заявления, будущему революционеру все же удалось встретиться и на какое-то время поладить с самим Марксом. Бакунин примкнул к основанному Марксом Интернациональному союзу рабочих и просил принять в эту организацию своих людей, надеясь таким образом заручиться поддержкой в планируемых революционных движениях. Однако видение результатов планируемой революции у Маркса и Бакунина отличалось, что стало началом их большой и долгой ссоры.

Хотя и принято называть Бакунина деятелем русским, как и его концепцию анархизма - русской, основную активность, однако, он вел находясь не в России, а в Европе. Там он был участником нескольких революций, а также играл важную роль в революционном движении и агитации в России. Бакунин был дважды приговорен к смерти в Европе, а при возвращении в Россию он написал “Исповедь”, адресованному императору Николаю I (это тема отдельного обсуждения) и, как результат, сослан в Сибирь.

Бакунин ставил своей задачей “избавить общество от Николаевского самодержавия, коррупционного царства с безобразными отношениями между чиновниками и народом”. Он считал, что любое государство, даже демократическое, по своей природе репрессивно и должно быть упразднено, так как любая форма власти угнетает человека. Вместо него Бакунин предлагал организовать общество на основе федерации свободных общин, управляемых снизу вверх.

Основные принципы концепции анархизма Бакунина

Вообще анархизм - это часть социалистического движения. Но вместо пропаганды в городах, анархизм подразумевал иной метод - крестьянский бунт. Анархисты считают, что человек не сводится к набору его социальных ролей, как это видится государству. Цель человека - осознать свои истинные интересы, чтобы себя реализовать. И, действительно, акцент на свободе, который делает Бакунин, вдохновляет на борьбу против тирании и репрессивных систем. А идеи о социальной справедливости (равенства и солидарности) находят отклик в современных дебатах о правах человека и мотивируют на борьбу против капитализма, государства и религии как систем угнетения.

Мы можем сказать, что Бакунин в своем анархизме вдохновлялся работами разных европейских (в основном немецких) философов - от Пьера-Жозефа Прудона, одним из предшественников анархизма, до Карла Маркса, с кем Бакунин был знаком лично и с кем у них складывались довольно жаркие отношения - от любви до ненависти. Но что же тогда делает бакунинскую идею анархизма действительно самобытной? Это главная движущая сила условной революции - крестьянин. Бакунин был уверен, что коллективизм уже заложен в традициях России, а не придуман философами. Он видел антигосударственничество как культурный код - отрицание власти созвучно русскому бунтарству (от Разина до декабристов).

“К топору, зовите Русь к топору”…

Боролся Бакунин искренне, но, к сожалению (или к счастью), ошибался в главном. Он верил в особый путь России через крестьянскую общину, но не понимал, кто на самом деле такой русский крестьянин и что действительно ему нужно. Ценность личности и необходимость уничтожения государства его (консервативного крестьянина), по всей видимости, интересовали мало. Да и сам метод такой революции выглядит довольно кровожадным - Бакунин оправдывал революционное насилие как средство достижения целей.

На самом деле у этой концепции есть и другие минусы, относящиеся уже не только к анархизму как российскому народничеству, а более глобальные, которые касаются и большинства других идей, ставящих под сомнение силу государства. Ведь государство с постоянной армией, сбором налогов и механизмами принуждения всегда оказывается более эффективным в долгосрочной перспективе. Да и привычнее это.

Под завершение вернемся к личности Бакунина и подытожим, соглашаясь со словами Герцена: “Такие как Бакунин незаменимы в первый день любого восстания, а во второй день их непременно следует повесить.” Или, как потом говорил Сталин: “Революцию делают романтики, а потом возглавляют подлецы”. Маркс же, в свою очередь, замечал: “Мешанина поверхностный идей, нахватанных им справа, и слева <…> Но интриги - это его стихия”. У Бакунина слишком много темперамента, чтобы возглавить страну и вообще довести что-то до запланированного результата. Тем более в таком непредсказуемом деле, как революция. Но, благодаря своей яркой персоне, этот революционер окрасил и само движение анархизма в России, сделав его более фактурным и интересным для изучения. А размышление об анархизме позволяет разглядеть окружающих тебя людей не просто как соседей или как врагов, но и как соратников. Анархо-народничество Бакунина самобытно как попытка соединить западный радикализм с русским крестьянским идеалом справедливости. Его сила - в бескомпромиссной критике всех форм угнетения и вере в человека, а слабость - в недооценке организации и сложности социальных изменений. Так или иначе, Бакунин - это не просто анархист, а философ, который превратил бунт в метафизический принцип, что делает его уникальным явлением в мировой мысли.

Поделитесь интересной информацией: